суббота, 25 февраля 2017 г.

Мои первые аквариумы (1974-1984)

    Мой первый аквариум появился в нашей семье в начале 70-х годов, это был 1972 год, сначала копался в нем мой отец, получалось у него не очень. Я помню покупались гуппи, меченосцы, данио-рерио, но жили они недолго. Так продолжаться долго не могло, аквариум тек безбожно, заплатки не помогали. Нужно было что-то делать. Аквариум окончательно был испорчен, когда мой отец залил гудрона в швы, аквариум не протекал, но рыбы умирали. В конце концов аквариум был слит и его выбросили.
    И тут его величество случай преподнес подарок, изменивший всю мою жизнь. У меня случился день рождения, не помню, сколько мне исполнялось, наверное, 11 лет, и мои дальние родственники, бывшие проездом в Москве из Читы, подарили мне 10 неонов, купленных на Птичьем рынке. Это была сказка! Они были посажены в 800 граммовую болгарскую банку из-под лечо, естественно без аэрации и обогрева. Я не отходил от банки весь вечер. Вскоре начался падеж этих прекрасных красно-голубых рыб, они были экстренно пересажены в 3 литровую узкогорлую банку, но они медленно продолжали уходить в мир вечных неонов. Через пару недель их оставалось 3 или 4 штуки, несмотря на кормление и подмены воды. Но я понял, что хочу заниматься аквариумистикой. Взяв книгу Ганса Фрея «Твой аквариум» у моего школьного друга Димы Ванькова, я стал лихорадочно читать и набираться ума-разума. До сих пор эта книга у меня есть в переиздании и я всегда нахожу в ней что-то новое для себя, даже сейчас, когда прозанимался аквариумистикой более 40 лет. Впоследствии, когда мне был куплен 20 л круглый аквариум, я стал самостоятельно выбирать рыб и растения, и разводить их. Среди школьных друзей, Димы Ванькова и Олега Ушакова, образовался некий кружок аквариумистов, мы стали обмениваться растениями, иногда рыбами, но чаще просто ездили на Калитниковский  птичий рынок за кормом, растениями. Это было очень интересно и познавательно. Среди продавцов кладофоры, валлиснерии и элодеи из речки Пехорки, выделялись несколько точек, торгующих водными растениями, выращенными в Москве. Так вот, на одной из них я увидел красивейшее растение с мечевидными, слегка волнистыми ярко-зелеными листьями. Это был эхинодорус амазонский, как тогда называли Амазонка, на меня он произвел в то время неизгладимое впечатление. После этого я понял, что водные растения это очень важная составляющая аквариума, что главное в нем не рыбы, а, пожалуй, гидрофлора, которая подчеркивает и раскрывает красоту рыб, поставляет кислород и всячески благотворно действует на общий маленький биогеоценоз.
    В этот период, когда мы жили на Багратионовской, и мы с ребятами были предоставлены сами себе, часто бегали на Москва-реку половить рыбу и собирать грибы. В это счастливое время в Филевском парке еще росли белые грибы, сыроежки, чернушки, даже подосиновики находили. Однажды ранней весной, когда лед уже сошел, мы дружной компанией пошли на Москва-реку и набрали на отмели множество клубеньков, корневищ, они были разного цвета. Я насажал все это в пятилитровую банку и через несколько недель выросла полная банка растений, там были и перистолистники, рдесты, и многие незнакомые растения.
    В это время у меня был 20 литровый круглый аквариум, отец из консервной банки из-под селедки сделал рефлектор, в него была вставлена 40 Ваттная лампа в патрон «Миньон», это то, что сейчас имеет название как Е14. Методом проб и ошибок оказалось, что 40 вт маловато для роста кабомбы каролинской, которую я приобрел в зоомагазине на Арбате. Была поставлена криптоновая лампочка 60 Вт, вот, после этого, я стал раздавать кабомбу всем и вся. Надо сказать, что росла кабомба в стеклянной вазочке (которая, кстати, до сих пор стоит у мамы в шкафчике) в обычном мелком песке.
    В этом аквариуме подменивалась вода по 4-5 литров в неделю, что очень способствовало росту растений. Кабомба несколько раз цвела, выкидывая надводные круглые листики на поверхность с желтоватыми мелкими цветками, чем меня несказанно радовала.
Население аквариума было по тем временам, судя по моим записям, скудное, несколько гуппи, меченосцы. Не помню кто-то отдал мне двух шубункинов, я их не хотел брать. Хочу признаться в нехороших поступках, я ловил их на мотыля на зимнюю удочку в аквариуме, выпуская потом их обратно. Сейчас это кажется забавным, но тогда я понимал, что поступаю не хорошо, но мальчишеский дух исследования брал свое. Сейчас я бы так не поступил и детей бы отругал, если бы увидел такое.
    Поехав летом в деревню подо Ржев, наловил несколько красных карасиков, два из которых выжили и прожили у меня несколько лет, прибавляя за год по сантиметру в росте. Не помню откуда, притащили мне 2 карпиков, микроскопических по размеру, но они тоже жили какое-то время у меня. Потом были выпущены в пионерский пруд, что рядом с метро Пионерская. На том же пруду, он был хоть и не проточный, но с бьющими ключами, были выловлены 1,5 см раки, которые я посадил в общий аквариум. Опыт оказался неудачным, раки были съедены карпиками и карасиками за несколько секунд, что меня очень расстроило.
  У моих друзей, аквариумные дела обстояли неплохо, Дмитрий Ваньков, имеющий красивую 12 литровую банку, выращивал лимнофилу акватику, как тогда говорили, королевскую амбулию и держал стайку кардиналов, которые регулярно нерестились. Олег Ушаков, обладатель двух аквариумов, 20 литрового круглого и 6 литровой аккумуляторной банки, занимался пециллиями, были у него и редкие в то время нотобранхиусы Рахова, афиосемионы, которые нерестились. Держал он и щучек африканских разных, харацинку, да и всего уже и не упомнишь. Надо сказать, что все же наши отцы много делали, подсказывали и помогали нам, как начинающим аквариумистам. За это им огромное спасибо! Обращаюсь к читателям, старайтесь привить любовь ваших детей к природе, ее так мало остается в нашем мире, не важно, птицы, рыбы это или собаки. У меня были только мыши, цыплята и рыбы. Но таскал я разных животных в коммуналку на улице Барклая, это были ужи, пойманные на Москве-реке, и жерлянки из прудов Крылатского, а уж гусениц сколько было принесено и определено, уже и не помню.
Летом, когда солнечного света становилось мало, этот аквариум переставлялся вниз, на столик, росло конечно все хуже, лампочки не включали на весь день, но зато аквариум не зеленел. Как-то раз, это было уже году в 1979, наверно, я притащил с Крылатских карьеров несколько жерлянок, кто не знает, это очень красивая небольшая лягушка с расписным брюшком, и она несколько месяцев жила у меня в этом аквариуме, кормил я ее червями и трубочником, которых они очень интересно и с аппетитом поедали. Были в то время у меня и попытки разведения данио-рерио, специально для нереста я склеил длинный нерестовичок из оргстекла и получил икру, личинки поплыли, но «пыли» не было, поэтому мальки были, но выжило немного, но эти данио рерио пожили у меня и на новой квартире еще несколько лет. Кстати, это нерестовичок до сих пор стоит к меня на подоконнике. 
Детский 20 литровый аквариум при переезде на новую квартиру по недосмотру был разбит, и после нескольких попыток обзавестись новым, идея с аквариумом была отложена на неопределенное время. Но 3 данио-рерио и 2 кустика валлиснерии прожили у меня в 5 литровой банке из-под огурцов до 1986 года без обогрева и освещения, это значит 7 лет!!!Вот так закончился первый , но наверное, самый главный этап в этом увлечении аквариумом.
Выводы, кстати, были сделаны очень правильные для дальнейшего этапа в аквариумистике. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Популярные сообщения